- Саморегулирование (саморегуляция) в праве (автономное правовое регулирование)
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ) В ПРАВЕ (АВТОНОМНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) — использование правовых средств непосредственно участниками регулируемых отношений для организации собственного поведения. Это самостоятельное в рамках закона определение равноправными участниками регулируемых отношений своих прав, обязанностей и ответственности. Саморегуляция распространена в отраслях действия частного права. При этом такой вид регуляции может быть как нормативным, так и индивидуальным. Главная же его особенность состоит в том, что «правовой обмен» происходит без участия государства и его властных структур.
Методологическим основанием для различения нерегулируемого и регулируемого государством правового действия ЯВляется вывод о несовпадении пределов действия права и правового регулирования. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя и соответственно из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства. Правомерные действия как раз и «вырастают» из фактической деятельности людей и лишь при необходимости удостоверяются государством. Если исключит этатистский подход к праву (право порождено исключительно государством), то очевидно, что подобные действия, имеющие правовую природу, но не получившие государственного признания, по своим свойствам не отличаются от тех действий, которые совершаются в соответствии с конкретным установлениями.
Важно при этом достаточно четко обозначить сферу нерегулируемого (стихийного) действия права. Представляется, что в первую очередь к ней следует отнести область действия частной инициативы или гражданско-правового оборота. Вмешательство государства в таких случаях ограничивается созданием» необходимых условий или устранением помех для беспрепятственного и результативного осуществления гражданами и организациями фактической правомерной деятельности. В сфере предпринимательства законодательство должно содержать минимум установлений, выражать нижний предел регламентации. Все остальное пространство заполняется договорными условиями и другими инициативными юридическими действиями субъектов. Такой принцип вытекает из дозволительного характера гражданского права.
Безусловно, элементы государственного регулирования присутствуют и в тех ситуациях, которые охватываются сферой саморегуляции. Государство определяет, в каких случаях и сферах субъекты деятельности вправе поступать на основе принципа «дозволено все, кроме запрещенного». Однако юридические средства саморегуляции принципиально отличны от тех, которые используются государством в процессе непосредственной регламентации поведения. Так, в сфере действия общедозволительного типа регуляции участники правоотношений часто самостоятельно (в пределах закона) определяют режим поведения — устанавливают взаимные права и обязанности, ответственность за неисполнение обязательств. В то же время акты саморегуляции не выходят за пределы правового воздействия. Поэтому нельзя отождествлять правовое регулирование с нормотворческой и индивидуально-правовой деятельностью государства, т.е. с государственным регулированием. И поэтому сужение сферы государственного регулирования означает в то же время ограничения правовой регуляции.
Таким образом, границы действия права шире, чем государственно-правового регулирования, а значит, понятие «действовать по праву» — более емкое, чем близкое ему по значении «действовать в соответствии с правовыми предписаниями».
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.